Виктор Владимирович Ганиенко обо всех спектрах работы федерации баскетбола Свердловской области
Большое интервью президента федерации баскетбола Свердловской области и баскетбольного клуба «Уралмаш» Виктора Владимировича Ганиенко.
— Виктор Владимирович, в самом разгаре новый баскетбольный сезон, какие цели на этот год у федерации?
— В прошлом году представители федерации баскетбола Свердловской области вновь выбрали меня в качестве президента на следующие 5 лет. Целей у нас много. Я рассчитываю, что ещё, как минимум, три года понадобится, чтобы всё окончательно привести в порядок. Во-первых, мы практически полностью омолодили состав членов федерации и будем продолжать этим заниматься, потому что за молодежью будущее. Во-вторых, продолжается работа по укреплению детско-юношеского баскетбола в городе и области: мы создаём стабильное финансирование для сборных команд Свердловской области на Первенствах России.
Ещё одна цель — создать профессиональную команду во втором дивизионе, потому что без Суперлиги 2 нашим ребятам, которые выходят из ДЮБЛа, будет тяжело закрепиться в Суперлиге 1. Ведь это не только физическая, но и психологическая нагрузка в связи с таким «прыжком» в классе. И, самое главное, нужно сделать всё, чтобы «Уралмаш» закрепился в Суперлиге 1, по крайней мере, он должен не быть ниже 10 места, и, по возможности, двигаться дальше. В этой команде, на данный момент, заявлено 3 парня из прошлогоднего ДЮБЛа. Оказалось, что ДЮБЛ нулевых годов оказался лучше по материалу в сравнении с девятым годом. Хотя бы потому, что трое попали в команду мастеров, пятеро — играют в студенческой лиге, АСБ, двое у нас в молодежном «Зените», один — в молодёжке «Автодора», и ещё один наш парень играет во втором дивизионе за «Динамо-Ставрополь». То есть выхлоп от нашей работы, от работы Евгения Кисурина, получился хороший. Причём, они не только проявили себя в спортивной сфере, но и в учебной: удачно поступили в ВУЗы, в колледжи, вышли от нас не с пустой головой. Это же и есть наша цель.
— Как, по-вашему, когда те дети, в которых сейчас вкладываются деньги, силы, стремления, дадут «плоды»? Начнут представлять Екатеринбург на высоком уровне?
— Я так думаю, дай Бог, в 2020-2021 году. Это, исходя из нашей планомерной, поступательной работы, мы не собираемся кого-то натаскивать, мы терпеливо ждём, потому что дети — хрупкий организм: кто-то быстро растёт, организм перестроиться должен, мы всё это понимаем. Мы собираем костяк, это как в Японии: дети играют с детства и потом большим коллективом идут дальше, все вместе, а не по 2-3 человека.
— А если конкретно говорить по детям, всё-таки федерация им очень много внимания уделяет: команды разных годов Свердловской области, какие у них цели на сезон 2018/2019?
— У нас 2002 год должен быть, как минимум, я думаю, в пятёрке. Это место высокое, но у нас и там состав отлично подобран. 2003 год у нас, я прогнозирую, в финал Первенства России не выйдет, но в полуфинал должны, это связано с тем, что 3 наших перспективных парня попали в сборную России, и их забрали «Химки», «Локомотив-Кубань» и «Нижний Новгород».
— Про игроков ясно, а как быть с местными тренерскими кадрами, этим тоже ФБСО занимается?
— Мы сейчас, во-первых, провели хороший семинар с участием представителей РФБ, где работающие тренеры получили сертификаты. Из этих тренеров мы отобрали четырёх перспективных и ещё планируем, что двое должны к нам приехать, чтобы заниматься с нашими детьми.
В большинстве своём, это – ребята, недавно закончившие свою профессиональную карьеру, они имеют желание тренировать, передавать свой опыт следующим поколениям. Для этих целей мы сняли порядка 5-6 залов, купили инвентарь. И сейчас эти тренеры ведут работу в Среднеуральске и Верхней Пышме, а также в Орджоникидзевском, Верх-Исетском и Железнодорожном районе.
То есть в ближайшее время мы будем проводить Первенство среди этих школ и отбирать талантливых, трудолюбивых ребят. По сути, это готовится будущий резерв.
— В чем принципиальная разница между детско-юношескими спортивными школами и теми секциями, о которых Вы сказали выше?
— Тут по-другому надо вопрос ставить. Здесь дело ни в разнице, а в том, что одно должно дополнять другое. Мне нравится, как работают тагильские школы, остальные, к сожалению, у нас работают немного в неправильном направлении. Материал идёт и идёт, они проводят много соревнований на зональном уровне. Но дело в том, что они делают это исключительно для результата, для того, чтобы потом отчитаться перед начальством. Что касается нас, то наши тренеры ездят по школам, разговаривают с преподавателями физкультуры, встречаются с родителями, подписывают настоящие контракты, выискивают таланты, мы хотим их развивать, а не вынимать из них искусственно победы. Поэтому нам надо эти новые точки обособить, привести туда людей. Со временем, скорее всего, школы станут частными, а не муниципальными.
— Вы будете как-то инспектировать качество их работы?
— Конечно, тут просто: они будут участвовать в соревнованиях, отбираться в училище олимпийского резерва. У нас ведь какая главная задача? Человека воспитать, выучить его. Он должен в ВУЗ поступить, потому что, я считаю, что если человек не учится, он и играть не может. Мозги в баскетболе — это главное.
— А что скажите по поводу развития любительского баскетбола?
— Любительский баскетбол у нас очень солидный. Если смотреть на наше Первенство области, то в нём можно найти Суперлигу 3. Ещё один качественный показатель, который очень важен, это то, что в одном Первенстве у нас несколько лиг. Это очень мощно! Тем более федерация создаёт условия: во многих ВУЗах мы отремонтировали залы, которые можно снимать и играть в нормальных условиях: там и свет, и покрытие и все-все-все есть. Более того, мы постоянно проводим соревнования среди ветеранов, в которых помимо нас участвуют любители из Башкирии, Татарстана и других регионов. Они проходят каждый год. А также мы выезжаем на Первенства мира и Европы разными составами, ветераны показывают великолепные результаты.
— Если снова подумать о клубах, «Уралмаш» имеет за спиной огромную историю и ведёт огромную работу по все фронтам, но, просто из-за какого-то стереотипа, у многих обывателей баскетбол в Екатеринбурге ассоциируется с «Уралом», даже не с людьми, которые там работают, а со словом. Как размыть эту грань?
— А что тут сказать, всё доказывается на площадке. Есть такие слова: «Теория, мой друг, суха, но вечно древо жизни зеленеет». У нас огромная территория, 4-5 миллионов населения, с которыми нужно работать. Баскетбол сейчас развивается везде, единственный город, своеобразная баскетбольная пустыня у нас — это Каменск-Уральский. И то там, скорее, власть сопротивляется, нежели люди. Что касается «Урала», я могу смело сказать, у них нет той базы, которую мы развиваем. И я сейчас совсем не про деньги, я про возрастные резервы. Причём это наблюдается годами. У нас ситуация по-другому складывается: нас поддерживают профессионалы, обычные люди. На встрече с Андреем Геннадьевичем Кириленко мы сошлись во мнении, что в этом году интереснейший чемпионат Суперлиги 1.
16 команд борются за попадание в плей-офф! Вообще, то, что он провёл у нас мастер-класс, добавило нам мотивации, мы согласовали 2 проекта, в реализации которых нам будет помогать РФБ. Я думаю, они определят наше дальнейшее развитие в плане детско-юношеского баскетбола. С РФБ нам всегда приятно работать, люди нас принимают, мы никогда не ставим вопрос о деньгах, мы лишь спрашиваем, как лучше организовать дело, чтоб оно работало. Мы исповедуем 2 принципа: делать только добро и, второе, это — понимание того, что мы полностью несём социальную ответственность за свою работу. Не все понимают и принимают то, что мы делаем. Но за нами стоит целая армия детей, молодежи, это главное!
На фото:Мастер-класс в Екатеринбурге от РФБ в преддверии встречи сборных России и Венгрии по баскетболу.
— Кто из игроков главной команды может стать примером для подражания у этих ребят?
— Для нас Лёша Макаров, Илья Агинских, тот же Комаров показывают, что расти, становиться профессионалами, можно и на территории родной области. Сначала они играли в сборных по области, потом — в «Соболе», далее — 2 Суперлиги, да, им сейчас тяжело в Суперлиге 1, но они бьются. И преимущество «Уралмаша» именно в том, что мы заигрываем местных игроков.
— Что делать ребёнку, к примеру, из Среднеуральска. Он талантливый, старается, но понимает, что находится далеко от центра, от главной команды. Есть какие-то пути взаимодействия с такими кадрами?
— Их два. Первый — образование, воспитание может пойти через колледж или университет, там — студенческая команда, после которой можно попасть в команду мастеров. А также можно пойти через училище олимпийского резерва. Наиболее талантливые там учатся, играют, занимаются. Если он там себя проявляет, мы его обязательно заметим.
— Как Вы считаете, дети от 13-14 лет, показывающие хорошие результаты и являющиеся местными, должны получать финансовую поддержку?
— Во-первых, если ребёнок самостоятельно не смог поступить в колледж, федерация оплачивает ему обучение. Также питание и проживание тоже. Другие команды могут дать ему 10-15 тысяч, что он на это купит? Ничего! А если в цифрах, то год обучения ребёнка в том же УОРе стоит порядка 400-600 тысяч. Родители не всегда могут такое тянуть, особенно если у них малообеспеченная семья. А мы — готовы взять на себя такое, конечно, тоже будем от него требовать в плане дисциплины, учёбы.
— Последний вопрос: Вы сами не устали от всего этого?
— Нет, мне это доставляет удовольствие. Это создаёт в моей жизни определённый трафик. Для нас счастье, если наш человек чего-то достиг. Конечно, есть и минусы в нашей работе, есть люди неблагодарные. Я ничего не требую, лишь банального спасибо. Я считаю, что баскетболист должен сформироваться к 18-19 лет, и, придя в основную команду, он должен быть мужчиной. Тем самым вероятность «просиживания» скамейки уменьшается. Что касается меня, ещё раз хочу сказать: «Пенсия — не мой стиль».