ИНТЕРВЬЮ ПО ИТОГАМ СЕЗОНА С ПРЕЗИДЕНТОМ БК «УРАЛМАШ» ВИКТОРОМ ГАНИЕНКО
О роли главного тренера, расставании с игроками «со старым багажом», перспективной молодёжи рассказывает, подводя итоги сезона, президент баскетбольного клуба «Уралмаш» Виктор Ганиенко.
— Виктор Владимирович, из-за пандемии коронавируса сезон завершен досрочно. Хочется узнать ваше мнение, как вы оцениваете итоги сезона для «Уралмаша»?
— Оцениваю, как положительные. Удалось подняться высоко в турнирной таблице и по ходу сезона скорректировать весь процесс. Вернули Олега Мелещенко, что очень сильно повлияло, ребята сразу подтянулись. И в ходе сезона многие баскетболисты, которые хотели проехать на старом багаже, у них не получилось. Поэтому с рядом игроков мы расстались, что благоприятно сказалось на результатах. Причем, что мне понравилось, команда усилилась по ходу сезона и к плей-офф, я думаю, что мы были готовы побороться за призовые места.
— С какими главными сложностями пришлось столкнуться в этом сезоне и насколько удалось их решить?
— Я не скажу, что у нас были какие-то сложности, все шло по графику. После того, как пришел Мелещенко, у нас машина заработала, как швейцарские часы. Все делалось вовремя, все делалось согласовано, и мы встали на рельсы. Другое дело, что был ряд обидных поражений с небольшой разницей. Я посмотрел по ходу пьесы где-то 3-4 игры проиграли из-за себя. Взять последнюю игру с «ЦСКА-2», я ее видел в Москве. Оставалось немного секунд, и мяч был наш, но судья в последний момент изменил решение, получилось сразу нападение на наше кольцо. Тейлора прибили и ему же дали фол. Вот такие довольно обидные моменты были. Травмы были небольшие у ребят, но каких-то серьезных проблем я не видел.
— В чем, по вашему мнению, главная особенность Олега Мелещенко? В чем он оказался сильнее Михаила Карпенко?
— Во-первых, Олег Мелещенко – это фигура. Он играл на приличном уровне в Советском Союзе. Во-вторых, у него есть креативность, он умеет работать с лидерами. Он видит игрока и меняет его так, как он должен играть в команде. Самое главное, что у него нет любимчиков, у него все должны работать. Он жесткий, требовательный тренер, знает свою задачу, которую ставят перед ним, и он ее выполняет. Что касается Михаила Карпенко, то он относится к тренерам, которые больше теоретики и, как говорится, где-то получалось, где-то не получалось. Сейчас много схем американских, югославских, ты их выучил и все нормально. Но мало знать схему, надо знать и исполнителей. Если исполнителей нет, то схема не заиграет. Поэтому посмотрите, как у нас в команде заиграл вторую половину сезона Максим Кривошеев, а ведь мы чуть не расстались с ним. Алан Макиев поднялся. Вообще все заиграли здорово. Поэтому еще раз говорю, его нацеленность на результат, его креативность, его желание заставить игроков, вылилось в те хорошие моменты, которые мы имели в прошедшем сезоне.
— Вы довольны проделанной работой тренерского штаба? И что удалось осуществить из того, что хотело видеть руководство?
— По ходу сезона мы практически все сделали, может, не хватало одного-двух человек. Я тому же Михаилу Карпенко сразу предлагал взять ДаниилаСинегубова. Он отвернул нос, значит нет, не надо. Оказалось, что один агент и иже с ним, делали все, чтобы продвинуть своих игроков. Сейчас мы с этим агентом работать не будем. У нас еще было желание взять одного игрока из «Спартака» питерского, но он тоже замедлился. Был вариант досрочно взять Кондакова, но его не отпустила «Уфа», побоялись оказаться на последнем месте. Сейчас все эти игроки у нас, поэтому мы, грубо говоря, все сделали. Думаю, что в этом году будет ансамбль хороший.
— Как оцениваете нынешний уровень Суперлиги-1? Стал ли он выше по сравнению с прошлым сезоном?
— Уровень стал очень высокий. Дело в том, что здесь влияют два фактора. Во-первых, игроки не могут пробиться в Единую Лигу ВТБ, потому что засели здесь. Поэтому наши игроки уступают даже второразрядным иностранцам. Иностранец, который играет в NBA — это понятно, он может прийти и поднять ситуацию. Но наши игроки даже не могут создать им конкуренцию на уровне Лиги ВТБ. Поэтому многие ребята, и бывшие игроки, которые числились в Лиге ВТБ, пришли в эту лигу не случайно. Посмотрите, как в Кубке России «Ревда» обыграла «Нижний Новгород», «Самара» обыграла «Парму». Поэтому лига очень конкурентная, борьба была за все места. Думаю, что перспективы у второго дивизиона очень большие в связи с тем, что у нас в стране увеличилась рождаемость, это 2003-04 год, и есть очень перспективные игроки. А это дело не за горами, ребятам уже 16-17 лет. В это же время уже был замечен и Кириленко, и другие молодые игроки, которые потом проявили себя на международном уровне.
— Кого-то из игроков можете выделить по завершению сезона с лучшей стороны?
— Прошлогодние игроки сыграли прекрасно. Хочу выделить особенно Игоря Новикова, Максима Кривошеева. В отдельных играх Аарон Паркс проявил себя очень хорошо. Алан Макиев и Игорь Самсонов приносили пользу. Вся стартовая пятерка. Очень рад, что я не ошибся в Драмире Зибирове, потому что в том сезоне в «Ревде» он практически сидел, и не случайно мы его подписали еще на следующий год.
— Как вам игра Саши Зубкова?
— У нас в этом году ДЮБЛ отыграл великолепно. И вот впервые у нас из ДЮБЛа мальчик, лидер, попал сразу в команду мастеров. Самое удивительное, что еще год назад мы предлагали его в сборную России по 2002 году, его не взяли, а сейчас все удивились, откуда парень взялся. Парень самобытный, игрок универсальный, росточку бы побольше, но это не суть. Я вижу, что это будет второй Антон Глазунов по игре. А ребята, которые у нас не прошли в команду мастеров сейчас нарасхват. Уходят в молодежные лиги в Пермь, Руну, в другие команды, мы даем им возможность наиграться в других командах. Но Александр Зубков – это первая ласточка, которая уже сто процентов будет играть.
Одна из наших приоритетных задач — это наигрывать молодежь. У нас есть хорошие игроки 2004-05 года, на которых уже засматриваются скауты других команд – «всем скаутам большой привет!». Они все у нас на контрактах и будут играть здесь на хороших условиях, в плане подготовки, учебы и тренировок. Мы должны сделать так, если парни уходят в другую команду, то не на скамейку, а играть в основной команде. Это мы возвращаемся далеко назад, на лет 30, когда Александр Ефимович Кандель воспитал и помог заиграть Дворному, Мышкину, Еремину, Белову. Если бы ребята не поиграли с таким гигантом, то они бы никогда не смогли занять такие высокие места. Поэтому если ребята будут от нас уходить подготовленные, мы будем их отпускать с удовольствием. Но пока парни на пути становления, пока они не понимают, что им важно в жизни, мы должны их поддержать, направить во взрослую жизнь, а главное, чтобы они получили образование. Потому что спорт — это хорошо, а после травмы что делать? Неизвестно. Люди должны иметь специальность. У нас хорошее отношение с некоторыми ректорами ВУЗов, которые заинтересованы в развитии баскетбола. Поэтому Саша Зубков – это у нас первый игрок, который, думаю, закрепится и у него очень хорошие перспективы.
— А в чем его главный феномен? И на что стоит обратить внимание молодым игрокам, таким же как он?
— Во-первых, кроме таланта он очень трудолюбив и всегда готов доказывать свою правоту, он упертый в этом плане. А как не талант, если он в первой игре с «ЦСКА» в первенстве ДЮБЛ забил 32 очка, а во второй игре 38 очков. Они же знали, что за игрок, но не смогли его сдержать. Нам немного не хватило попасть в восьмерку, но повлияла игра одна с «Руной», в которой судьи решили, что лучше «Руна» будет в восьмерке, чем «Уралмаш». В этой игре показательна работа судей, нам дали 36 штрафных, проиграли мы одно очко 56:57, а забили они 27 очков со штрафных. Так что, когда дело касается Москвы, там все очень серьезно. Но парни не сломались, они добились, самое главное они хорошо заканчивают школу, и я уверен, что все поступят в ВУЗы, которые они выберут. Саша хороший игрок, быстрый, шустрый, с хорошей трешкой, с проходом и хорошим видением площадки. Я думаю, что Олег Владимирович Мелещенко сделает из него достойного игрока.
— Команда практически укомплектована на следующий сезон, с чем связана такая высокая активность на трансферном рынке? Расскажите, с кем из игроков расстались, кто пополнил состав?
— Как говорится – «готовь телегу летом, а сани зимой». Мы сразу после нового года смотрели очень много игроков и подбирали, прежде всего, тех, кто нам поможет и подходит по психологическому барьеру. Ведь в игровых видах спорта важна химия, как человек друг к другу подойдет. Можно набрать звезд, но команды не будет. Расстались с Аланом Макиевым, дай Бог ему здоровья. Когда он играл с командами, игроки которых уступали ему по габаритам, он их продавливал. А когда выходили против него рослые игроки из команд, находящихся наверху турнирной таблицы, его было просто не видно. Поэтому мы с ним расстались. Расстались с двумя американцами по причине того, что, скорее всего в этом году у нас будет один легионер, будем наигрывать своих ребят. С Игорем Самсоновым расстались, большое ему спасибо, что к нам пришел. В последнюю минуту мы его поймали. Тренер предпочел других игроков на их позиции. Алексей Комаров доиграл почти до сорока лет, он остается в команде, работу мы ему нашли. И расстались с Евгением Фидием. Это главное для меня разочарование, потому что у парня оказался длинный язык и в принципе он нам не сильно помог. Хотя он мне всегда нравился. К сожалению, он подумал, что у нас можно больше разговаривать, чем играть, поэтому расстались с ним. Когда начнем сборы, пройдем медосмотр, посмотрим кто как готов к длительной игре. Потому что мы ставим цель занять высокие места, поэтому раскачиваться некогда будет.
— Сейчас непростая ситуация во всем мире из-за коронавируса. Насколько сильно все это отразилось на команде? Каково финансовое положение клуба на данный момент?
— На данный момент время слегка тревожное, потому что, к сожалению, руководство области принимает решения, которые не понятны мне. Какое отношение имеет к первоочередным задачам открытие магазина «Красное & Белое»? Это что необходимость такая, чтобы открывать эти магазины, где большая толпа и где заразиться проще, что в принципе и выявилось? И в то же время не открывать небольшие магазины, которые с довольно приемлемой вместимостью, нормальным прохождением. Закрыты все магазины. Мы открываем винно-водочные магазины, а закрываем книжные, музыкальные, одежду и обувь. Учитывая ситуацию, что в этом году народ никуда не поедет, особенно заграницу, народ сейчас будет обуваться, одеваться. Они закрывают нас, а открывают магазины контрафактные, которые торгуют поддельной одеждой и обувью. Самое главное, что Роспотребнадзор отправляет на МВД, МВД отправляет на Агропрома, и никто в принципе этим порядком не занимается. Я еще раз говорю, что ведь ответственность за распространение коронавируса несет не только губернатор, но и руководители предприятий, которые работают. В маленьких коллективах людей проще заметить, убрать с работы или отправить на лечение, чем в больших коллективах. Тем более фирма у нас стабильная, мы людей всех знаем. Поэтому ситуация сказалась здорово. И самое главное, я знаю, что помощи от государства никакой не будет, так как первоочередные фирмы, которые нуждаются в деньгах это, прежде всего Роснефть и прочие. А простые люди они не нуждаются в деньгах, у них все нормально, все хорошо. Люди до конца еще этого не поняли, но к осени я думаю, что ситуация будет очень плохая и все прочувствуют. Ведь посмотрите, если бы допустим в магазинах «Красне & Белое» никто не работа, может быть где-то эти люди бы болели и не знали, а тут сразу обозначились. Поэтому люди должны выходить на работу обязательно, а уже как они будут себя вести, это другое дело. Еще раз хочу сказать, что нельзя подходить к этому как-то однобоко.
— В связи с пандемией клубы попали в сложное положение, где-то урезают зарплаты, где-то расторгают контракты, но игроки Уралмаша продолжают получать зарплату согласно договорам, хотя по факту они ничего сейчас не делают. Чем продиктовано ваше решение?
— Я хочу сказать многим руководителям, что есть такое понятие в договоре форс-мажор. Это случились непредвиденные обстоятельства, которые мы не можем преодолеть, но мы заключали с людьми контракты. У них были свои планы. Они играли очень здорово. И это не фитнес – это профессиональный спорт. За это время многие покалечились. Посмотрите, как повлияла травма только одного человека – Алексея Голяхова в команде «Восток-65», он перестал играть, и команда покатилась вниз. Поэтому нужна поддержка. Еще один момент, если сверху будет предложение урезать контракты, такие как потолки зарплат, мы этому подчинимся. Но хочу сказать, что зарплаты у баскетболистов копеечные по сравнению с хоккеистами и футболистами. Не хочу обидеть футболистов и хоккеистов, но интеллект баскетболистов гораздо выше. И этих ребят мы же не просто рассматриваем как игроков, а мы же перспективно смотрим, как на тренеров. У нас остались здесь работать Олег Баранов, Андрей Ворон, Роман Кшнякин, Константин и Александр Косматовы — бывшие мастера. Они сегодня занимаются начальной подготовкой, мы создаем условия. Также впереди Универсиада, мы к ней должны готовиться и готовить игроков. Поэтому у нас спектр отношения со всеми, начиная от начальной подготовки и заканчивая командой мастеров. Поэтому ребята должны играть, а мы должны выполнять условия контракта. Мне сложно говорить за других, но у нас в «Уралмаше» должно быть именно так. Договорились – договорились. Если игрок скажет, что на понижение пойдет, мы пойдем. Если скажет, отдайте все, мы отдадим.
— Какие планы у команды на межсезонье и ваши ожидания от нового сезона?
— Я думаю, мы соберемся в середине августа. Планы лучше сыграть в Кубке и, конечно, в чемпионате Суперлиги. Все еще зависит от обстоятельств. После 15 июля, когда все сдадут заявки. Например, мы знаем, что одна команда выбыла – это «Спартак-Приморье». Вместо нее заходит «Динамо» из Магнитогорска. Но по потенциалу игроков, которых мы на сегодняшний день пригласили – это первое-третье место.
— Что бы вы пожелали болельщикам «Уралмаша»?
— Болельщикам «Уралмаша» я хотел бы сказать огромное спасибо за поддержку. Игроки или допустим мы — руководство, не замечаем, а когда человек тебя останавливает на улице и говорит – «как здорово вы там обыграли такую-то команду», становится приятно, многие на самом деле следят и переживают. Большинство болельщиков довольны результатом и на наших матчах народу было больше, я не беру игры с «Уралом» и «Ревдой», здесь больше всего возникает неподдельный интерес, кто сильнее. А я говорю о том, что мы в Верхней Пышме обосновались очень хорошо, у нас зал и квартиры игроков, условия замечательные. А учитывая то, что к декабрю сделают трамвайную дорогу, я думаю, что болельщиков прибавится. Я всем благодарен за поддержку. В среднем на каждую игру приходит порядка шестисот человек — это твердые болельщики. Конечно, если бы играли в ДИВСе, народу было бы больше, потому что не каждый может себе позволить добраться до Верхней Пышмы в будние дни вечером. Но мне нравится, что и простые болельщики приезжают к нам, которые любят баскетбол. Удивительно, что ходят семьями, я имею ввиду люди уже почтенного возраста. Но самое главное за нами следят все бывшие игроки «Уралмаша», вне зависимости от того, где они живут. В Омске, Челябинске, Прибалтике, все кто играл в «Уралмаше», для них это инъекция для продолжения интереса, и самой жизни. Болельщик у нас очень хороший, фанатичный, самое главное, грамотный. На наших играх эксцессов никогда не было, и я думаю, что в будущем будет все нормально, поэтому всем болельщикам хотел бы пожелать здоровья, чтоб пережили этот форс-мажор, называемый пандемией. Если все будет нормально, в сентябре-октябре увидимся на играх.